Речной транспорт идет мимо грузов?Тенденция снижения отправки грузов по реке отмечается уже несколько лет подряд. По данным Росморречфлота, объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте за январь – май 2015 года снизился на 6% по отношению к аналогичному периоду 2014-го. С начала текущего года было перевезено 24,8 млн т грузов, в то время как за этот же период в 2014-м по водным путям было отправлено 26,4 млн т. Во внутреннем сообщении объем грузоперевозок сократился на 0,7%, а в заграничном сообщении – 13,6%. Есть ли шанс переломить негативный тренд в текущем году?
Несмотря на пессимистичную статистику, многие эксперты уверены, что ситуация может выправиться. Так, с 12 июня 2015 года между материком и Крымским полуостровом начали курсировать грузовые суда «Байкальск». За первый рейс было перевезено 2 тыс. т груза в порт Севастополь. ОАО «Волгоградский речной порт» планирует развивать регулярные грузоперевозки водным транспортом в Крым. Также суда будут заходить в порты Керчь, Ялта, Севастополь и Феодосия.
Нельзя не отметить, что водный транспорт активно используют крупные промышленные предприятия. Например, Магнитогорский металлургический комбинат с 2011 года активно использует речной транспорт для доставки экспортной металлопродукции до портов Астрахани, Санкт-Петербурга и Таганрога. А компания «Роснефть» недавно приобрела собственный судоходный актив Pietro Barbaro в РФ (100% группы «Прайм Шиппинг», которая может обеспечить перевозку 2,7 млн т нефтепродуктов в год). В настоящий момент деятельность компании «Прайм Шиппинг» главным образом сосредоточена на транспортировке нефтепродуктов НК «Роснефть» по внутренним водным путям Российской Федерации и прилегающим морям.
Развитие ВВП зависит от участия государства
Помимо этого, развитию речных перевозок будут также способствовать планы профильного ведомства, о которых РЖД-Партнер писал ранее.
Руководитель направления Fresh компании FM Logistic Александр Дьяконов считает, что низкий спрос на услуги речных операторов связан с тем, что данный вид транспорта недостаточно развит. «И это притом, что Россия имеет одну из самых больших в мире протяженность судоходных путей», – подчеркивает эксперт.
Однако, по мнению генерального директора транспортно-экспедиторской компании «Совфрахт-НН» Виталия Лебедева, у водного транспорта есть шанс на завоевание новых грузопотоков только в том случае, если будет реализовываться Стратегия развития внутреннего водного транспорта, а также если будут решены такие проблемы, как повышение качественных характеристик внутренних водных путей и ликвидация узких мест на единой глубоководной системе России.
«Кроме этого, необходимы повышение безопасности всего комплекса инфраструктуры, развитие портово-логистических центров с участием внутреннего водного транспорта, особенно на направлениях международных транспортных коридоров, а также обновление транспортного флота с более эффективными и востребованными современными качествами и нанотехнологиями. Кроме того, нельзя обойтись без повышения транспортной доступности и качества услуг внутреннего водного транспорта для пассажиров и для доставки грузов в районы Крайнего Севера», – добавляет В. Лебедев. Он уверен, что при соблюдении этих требований водный транспорт имеет все шансы вернуть былую долю рынка транспортных перевозок по ВВП.
Эксперты отмечают, что сегодня по рекам России в основном перевозятся навалочные груза, минеральное сырье для потребителей, находящихся в непосредственной близости от водной транспортной артерии, и проектные грузы (сверхнегабаритные и особо тяжелые грузовые места, оборудование и пр.).
«При этом надо отдавать отчет, что водный транспорт может конкурировать с железной дорогой и автоперевозками лишь в ограниченное навигацией время. Хотя именно он более выгоден при перевозках грузов большого объема, например негабаритных и тяжеловесных. В таком случае можно минимизировать сложности с проездом по городам, автодорогам, через ЛЭП, путепроводы и тому подобные преграды», – полагает В. Лебедев.
Участники отрасли отмечают, что при всех преимуществах причины снижения частоты использования данного вида транспорта грузоотправителями очевидны.
«Главные недостатки речного транспорта – сезонность, низкая скорость перевозки, отсутствие развитой сети судоходных рек. Если взглянуть на карту России, все основные речные пути в меридиальном направлении. Волга – основная водная магистраль в европейской части страны. Остальные крупные реки находятся в Сибири, где плотность населения низкая и время навигации короткое», – рассуждает начальник отдела организации автомобильных и железнодорожных перевозок DPD в России Юрий Минаков.
Конкурентоспособность внутреннего водного транспорта понижается с каждым годом. Причина – активное развитие автомобильных и железнодорожных магистралей. По словам первого заместителя генерального директора компании "ЖелДорЭкспедиция" Игоря Дорогова, на перевозки по рекам сегодня приходится только 4% от грузов, перевозимых всеми видами транспорта. "То есть необходимо вложить в водные перевозки примерно столько же, сколько было вложено в автомобильные дороги за последние 10 лет. Только тогда в полной мере можно будет эксплуатировать водную сеть", - считает он. Безусловно, водный является самым недорогим после трубопроводного, но перед альтернативными видами транспорта у него есть один значительный минус – это сезонность. Однако отказаться от речного флота наша страна не сможет никогда, потому что есть огромные территории и регионы, куда добраться можно только водным транспортом.

www.tks.ru

Эти статьи могут быть полезны: Amazon Fire Phone все лучшее от Amazon, Путешествие из Украины в Россию, Parlez vous Francais или как доставить товары из Франции , Закрытые распродажи в США, Как совершить покупку на eBay, Безопасно ли покупать на китайских торговых площадках , Международная доставка грузов, Доставка грузов из Китая, Международные перевозки грузов, Доставка грузов из США